• Март 20, 2014

    Актерская игра и развитие психологии

    Михаил Баев


    Монолог Гамлета в исполнении Лоуренса Оливье как пример классической шекспировской игры (не по системе Станиславского). Оливье уделял больше внимания внешним аспектам и меньше внутренним переживаниям.

    Актерскую игру психологи в настоящее время практически не изучают, в то время как в историческом развитии человечества изменения в игре актеров были прямо связаны с изменениями в научных и философских взглядах на принципы работы мозга.

    Авторы статьи The mind on stage: why cognitive scientists should study acting, психологи Йелльского университета, считают, что исследование актерской игры может помочь лучше понять формирование эмоций у человека и принципы влияния актерской игры на зрителей и на психику самого актера. Иными словами, актерская игра может послужить ключом к лучшему пониманию психики человека.

    История актерской игры началась в VI веке до нашей эры когда грек Феспис первым стал играть различных персонажей, а не просто исполнять роль рассказчика при хоре. Ему же приписывается изобретение масок, которые стали символом современного театра. Авторы греческих трагедий были прекрасно знакомы с гуморальными теориями Гиппократа, связанными с темпераментами человека, и, я подозреваю, на этих принципах и писались трагедии.

    Актеры тогда играли образами, архетипами, содержанию их психики внимание не уделялось. Только в XVII веке в елизаветинской Англии в шекспировском театре актеры при помощи монологов стали проецировать на публику свои внутренние переживания. Играли они по прежнему неестественно, жесты и выражения лица нам показались бы карикатурными.

    Преувеличенная, несколько истеричная манера игры была привычной для актеров и зрителей примерно до начала XX века. Изменения стали происходить с изменением научных взглядов на психику человека и причины возникновения эмоций — в тот период происходила своеобразная психологическая революция, одним из лидеров которой был Зигмунд Фрейд, привлекший внимание к значению глубинных мотивов поведения человека.

    Практически все смотрели фильм Стенли Кубрика «Широко закрытые глаза», построенный на принципах психоанализа, но не все знают, что фильм снят по книге, написанной в 20-х годах прошлого века Артуром Шнитцлером, хорошо знакомым с Фрейдом. Шницлер одним из первых стал описывать психику человека с позиций внутренних переживаний,

    Примерно в тот же период формировалась система Станиславского, в которой огромное внимание уделяется роли эмоциональных воспоминаний при подготовке актера к роли.

    Последователи Станиславского, например Сэнфорд Мейснер, считают, что только воспоминаний недостаточно, все испытать в жизни невозможно. Для создания реалистичной эмоциональной картины роли актер должен использовать свое воображение.

    Психологическая революция привела к тому, что мы стали глубже смотреть на себя, а соответственно и на других. Персонажи фильмов, которые казались нашим бабушкам интересными, для нас слишком просты из-за того, что цель просмотра фильмов у нас другая. Мы стараемся разобраться в себе, в мотивах поведения. Нам нужна естественная игра, так, чтобы если бы мы не знали, что это фильм, мы не смогли бы отличить картинку от реальной жизни.

    Реалистичная игра вызывает максимальную биологическую реакцию нашего организма — мы испытываем всю гамму эмоций. Кстати, авторы статьи приводят интересный пример с порнографией — наиболее популярная порнография как раз наиболее приближенная к реальной жизни.

    В качестве вывода я хочу сказать, что актерскую игру нужно рассматривать только в контексте времени и среды, в которых этот актер развивался.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>