• Декабрь 12, 2013

    Лидерство, внимание и эмоции: часть 1

    Михаил Баев

    Фото с сайта yourwo.com

    В декабрьском номере Harvard Business Review опубликована статья Дэниэля Гоулмана, человека, который принес массовой аудитории понятие эмоционального интеллекта. Статья посвящена фокусировке внимания. Гоулман считает способность направлять собственное внимание и внимание сотрудников организации одной из ключевых черт эффективного лидера.

    Способность направлять внимание рассматривается в трех аспектах: по отношению к себе, к другим и к окружающему миру.

    Сегодня мы рассмотрим фокусировку внимания в отношении самого себя.

    Фокус внимания направляется на собственные ощущения и уровень самоконтроля. Понимая свои ощущения, человек, например, способен противодействовать “страху упустить что-то” (fear of missing out). Если не уделять внимания этому страху, человек, думая что он чего-то не достигнул, не сделал, совершает необдуманные действия. Классический пример — участие в тендерах на интернет-аукционах. Вроде бы состоявшийся и разумный менеджер, из-за глубокого и не осознаваемого страха потерять заказ снижает цену до такого уровня, когда выгодней становится просто от этого заказа отказаться. Обычно это объясняется необходимостью функционирования фирмы. На самом деле глубокий, эволюционно заложенный страх «не догнать зверя» играет здесь роль. Осознав этот страх, человек  может остановиться, предотвратить нерациональные поступки.

    Хорошим примером понимания особенностей функционирования эмоциональной системы и «страха упустить что-то» является Уоррен Баффет. Для себя он выставляет планку колебания цен в 20 процентов от устраивающей его цены. Если колебание больше, сделка не заключается, как бы не подталкивали эмоции.

    Сознательное внимание к своим действиям, самоконтроль необходимы как при управлении организацией, так и, как это не удивительно, при снижении веса. В обоих случаях необходимо останавливаться и удерживаться от импульсивных решений.

    Одним из самых часто задаваемых вопросов самому себе должен стать вопрос «что я чувствую?». Понимание своих ощущений позволит не заключить невыгодную сделку или пройти мимо кондитерской, а не зайти туда, оправдываясь тем, что «в последний раз», но не понимая, может быть, что сладким пытаетесь безуспешно лечить начинающуюся депрессию.

    Подробнее о базовых эмоциях и их значении можно почитать в статье о микровыражениях эмоций.

    В следующей части мы рассмотрим фокусировку внимания в отношении окружающих нас людей.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>