• Декабрь 13, 2013

    Лидерство, внимание и эмоции: часть 2

    Михаил Баев

    Фото с сайта yourwo.com

    В качестве второго аспекта фокусировки внимания Даниэль Гоулман выделяет внимание по отношению к окружающим людям, на котором основываются эмпатия и способность строить социальные отношения.

    Гоулман считает, что руководители, имеющие способность фокусировать внимание на окружающих,  «обращающие внимание на своих сотрудников», являются наиболее эффективными.

    Выделяется три категории эмпатии — когнитивная, эмоциональная и эмпатический интерес (способность чувствовать, что от вас требуется другим).

    Когнитивная эмпатия позволяет сознательно понимать эмоции окружающих и строить тактику отношения и управления не только на основе логического анализа мотиваций людей, а на основе их эмоций. Когнитивная эмпатия помогает предотвратить эмоциональные кризисы в коллективе. В качестве примера я хочу привести одну ситуацию. Дела фирмы шли неплохо, но в коллективе оказался сотрудник с элементами социопатии, ставший распускать слухи о негативном отношении начальства к тем или иным людям. Общий эмоциональный фон в фирме изменился, но руководство упорно этого не замечало — все показатели работы (в том случае, показатели продаж) были в норме. Ситуация, если можно так сказать, разрешилась бегством нескольких ключевых сотрудников с последующим самостоятельным увольнением инициатора слухов.

    Эмоциональная эмпатия, любимое психотерапевтами «вчувствование» — ощущение эмоций других — необходима для эффективной работы с клиентами и сотрудниками. Особенность эмоциональной эмпатии в том, что мы как бы отражаем эмоции других, чувствуя их. Практически все могут описать возникновение тревоги с ощущениями в области живота после общения с человеком, находящимся в тревожном состоянии. Вы как бы прочитали его эмоции и их почувствовали. Для эффективного использования в управлении эмоциональной эмпатии необходимо научиться хорошо разбираться в собственных эмоциях.

    Из эмоциональной эмпатии вытекает и эмпатический интерес. Мы как бы начинаем ощущать, что другим от нас нужно. Часто хороший руководитель не тот, кто направляет коллектив, а тот, кто дает коллективу те ощущения, которых люди подсознательно хотят — спокойствия, безопасности, радости от завершенной работы.

    Построение отношений основывается на когнитивной эмпатии. Социальная чувствительность, которая вытекает из когнитивной эмпатии, позволяет человеку быстро почувствовать, какое поведение соответствует ситуации, а какое нет, понять социальные нормы. Руководители с развитой социальной чувствительность легко адаптируются в новых коллективах и, что крайне интересно, очень легко ведут переговоры с иностранными партнерами, быстро считывая другие нормы поведения.

    В построении отношений Гоулман обращает внимание на проблемные моменты — исследования показывают, что чем выше ранг человека, тем менее он социально чувствителен. Фактически, рост по карьерной лестнице делает человека худшим начальником в том случае, если он сосредоточен только на объективных показателях работы и не уделяет внимания отношениям.

    Лидерство, внимание и эмоции: часть 1

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>