• Декабрь 17, 2013

    Психология он-лайн комментариев

    Михаил Баев

    frames

    Фрагменты рам картин Рубенса, Клода Лоррена, Гвидо Ренни и неизвестного средневекового художника.

    Психологическое понятие фрейминг (от английского frame — рама) говорит нам о том, что один и тот же факт в разном контексте может быть оценен по разному. Картина в оригинальной раме, сделанной по заказу художника, лучше передает его замысел. От рамы зависит восприятие картины, но в какой степени важна рама для статьи в интернете и что можно считать рамой в этом случае? Мы обычно думаем о хорошей верстке, дизайне страницы, но часто забываем такую вещь как комментарии к статье.

    Влияют ли комментарии к статье на ее восприятие или это не связанные между собой факты? Авторы исследования The “Nasty Effect:” Online Incivility and Risk Perceptions of Emerging Technologies, опубликованного в The Journal of Computer-Mediated Communication попытались получить ответ на этот вопрос.

    1183 участника читали статью о преимуществах и рисках применения наносеребра. Статья была написана специально для эксперимента и не имела никакого отношения к действительности. Затем участников эксперимента просили почитать комментарии к статье, написанные якобы друтими читателями и ответить на вопросы о содержании статьи. Половина участников читала вежливые комментарии, другая половина грубые. Количество комментариев, длина их, а также были ли они за нанотехнологии или против в обоих случаях не отличалось. Единственным различием был их тон, уровень вежливости. Например, в грубых комментариях говорилось, что если вы не видите преимуществ технологии, вы дурак или идиот.

    Исследование показало, что грубые комментарии часто изменяли восприятие и оценку самой статьи. Наблюдалась выраженная поляризация мнений пользователей по поводу содержания. Вежливые комментарии на восприятие влияния не оказывали.

    Общий вывод простой — мы читаем статью, делаем определенные выводы, а потом читаем комментарии и абсолютно неосознанно изменяем собственное восприятие только что прочитанного, наше мнение поляризуется и мы можем более резко, а иногда ожесточенно защищать свою точку зрения. Получается, что комментарии зло и их надо отключать? С одной стороны можно сказать и так, в некоторых случаях это оправдано (крайне резонансная информация, когда все самоочевидно и обсуждать нечего), но в других случаях комментарии дают автору обратную связь, показывают эффект от статьи.

    При анализе влияния комментариев мы опять встречаемся с понятием фрейминга — оцениваем контекст ситуации. В специализированных саморегулирующихся сообществах комментарии крайне вежливы и дают обратную связь, в сообществах слабо модерируемых комментарии менее вежливы и могут вызвать неприятные эмоциональные ощущения от их чтения и, соответственно, нарушить восприятие информации.

    Классическим примером использования комментариев с целью манипуляции мнением интернет-аудитории я считаю «китайскую водяную армию» — огромное количество низкооплачиваемых людей, оставляющих краткие отзывы, как бы «наводняя» целевой ресурс китайского сегмента сети требуемым содержанием. В российском интернете такие люди получили название «портянки».

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>