• Сентябрь 20, 2013

    Зрачковая реакция, 1965 год

    Михаил Баев

    zrachki2

    Большинство научных статей забываются сразу после публикации, но есть отдельные статьи в научных или даже научно-популярных журналах, о которых помнят много лет. Статья Экхарда Хесса, опубликованная в Сайентифик Америкэн в 1965 году до сих пор является отправной точкой для исследований в области психологии, физиологии, маркетинга (Eckhard H. Hess, “Attitude and Pupil Size,” ScientificAmerican 212 (1965): 46–54).

    В этой статье Хесс обобщает результаты своих исследований связи между размером зрачка, эмоциональными реакциями, интересом, уровнем внимания и уровнем когнитивной активности, то есть тем, насколько загружено мышление человека.

    Связь ширины зрачков и настроения человека закрепилась в языке — «глаза зеркало души», «глаза по пять копеек», «змеиный взгляд». Дарвин в своей книге «О выражении эмоций у человека и животных» отмечал сужение и расширение глаз как признак эмоционального состояния (глазных щелей, а не зрачков). А.Р. Шахнович писал о сокращении зрачков при взгляде на незнакомый геометрический узор (его как «советского психолога» упоминает Хесс в своей статье).

    Экхард Хесс одним из первых провел систематический анализ не только связи ширины зрачков и эмоциональных состояний, связи зрачков и склонности к чему-либо («нравится — не нравится»), но, что мне кажется основным, связи зрачков и мыслительной активности. Чем интенсивнее человек думает, тем шире его зрачки.

    zrachki1

    Изменение ширины зрачков в эксперименте с умножением двузначных чисел (задания обозначены над графиком). Синяя стрелка — дано задание. Черная стрелка — задание выполнено, испытуемый сообщает ответ. Белая стрелка — испытуемый перепроверяет ответ. На графике видно относительное расширение зрачков примерно в два раза во время выполнения задания.

    Интересно, что об этих особенностях зрачковых реакций знали китайские торговцы нефритом — по зрачкам покупателя они определяли, нравится или не нравится товар, будет ли покупатель платить высокую цену или нужно делать скидку.

    Лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман пишет о том, что статья Хесса послужила толчком для его исследований в области мышления и дальнейшего разделения мышления на «быстрое» и «медленное» — интуитивные решения и логическое размышление со взвешиванием фактов и вероятностей.

    Хесс пишет не только о зрачковой реакции, но и о том, как ширина зрачков влияет на привлекательность. В эксперименте мужчины оценили левую фотографию как примерно в два раза более привлекательную, чем правая.

    zrachki3

    Широкие зрачки более привлекательны (в средние века женщины закапывали в глаза раствор белладонны (bella donna — «красивая женщина»), чтобы расширить зрачки).

    Фото из статьи “Attitude and Pupil Size,” ScientificAmerican 212 (1965).

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>