• 21 сентября, 2012

    Интуиция это…

    Михаил Баев

    Он улыбается и полон энтузиазма, говорит, что есть перспективы, что «мы одна команда»

    43 лицевых мышцы человека создают универсальные выражения эмоций. Что интересно, мы воспринимаем эмоции не только сознательно, но и бессознательно, воспринимая микровыражения эмоций.

    В 2008 году в журнале Journal of Cognitive Neuroscience вышла статья, посвященная так называемому «бессознательному аффективному праймингу» (прайминг — термин из области социальной психологии, своеобразный процесс подготовки к принятию решений (пьете горячий кофе и позитивно оцениваете собеседника, воду со льдом — негативно), соответственно, «аффективный прайминг» — эмоциональный прайминг). Исследователи выяснили две вещи — (1) человек реагирует на выражение лица, показанное в течение 30 миллисекунд, и (2) изменяет собственные решения в зависимости от показанного выражения лица.

    Эта статья — один из вариантов научного объяснения интуиции — нашей бессознательной способности принимать правильные решения.

    Можно сказать: «Хорошо, мы бессознательно и так видим микровыражения, зачем нам воспринимать их сознательно»? Приведу типичный пример — новый начальник проводит совещание, он улыбается и полон энтузиазма, говорит, что есть перспективы, что «мы одна команда»… Но вам почему-то некомфортно, появляется легкая тревога внутри. После совещания проходит два – три месяца, коллектив в напряжении, начальник ведет себя как диктатор. Что изменилось? Ничего не менялось, на первом совещании была улыбка, но так называемая «улыбка презрения». С самого начала ваш начальник не видел себя в качестве члена команды, ждал от «команды» не продуктивности, а подчинения.

    Один из вариантов «улыбки презрения»:

    Интересно, что уровень проявления положительных эмоций у хороших управляющих — Билла Гейтса, Уоррена Баффета и Стива Джобса — выше или, как минимум, равен уровню отрицательных (исследование компании SensoryLogic с FACS-кодирование лица). А у Руперта Мердока отрицательные эмоции доминируют. Кстати, Мердок использовал презрение как образующую команду идеологию — «мы выше всех, все остальные аутсайдеры». В результате его менеджеры арестованы за прослушивание телефонных разговоров.

    Презрение входит в группу эмоций, представляющих опасность для эффективной коммуникации.

    В эту же группу входит так называемая «радость обманщика» — радость, которую испытывает человек, обманув кого-то или, например, незаслуженно обойдя в карьере. Классическим примером служит радость советского шпиона Кима Филби на пресс-конференции, где он отрицал свою связь с бежавшими агентами (смотреть с 0:30):

    В группу опасных эмоций входит и злость, часто появляющаяся в отношениях совершенно неожиданно из-за общепринятого мифа «честные люди смотрят в глаза». Человек говорит, при этом смотрит в глаза, что интуитивно воспринимается как угроза, собеседник подсознательно начинает злиться. Происходит нарушение нормальной динамики разговора, где краткий взгляд в область глаз служит лишь сигналом передачи роли в разговоре.

    В процессе коммуникации могут быть использованы и такие эмоции как печаль. Демонстрация ее ведет к «сплачиванию коллектива». Печаль стали использовать в рекламе (см. рекламу с Тайгером Вудсом), в том числе и политической. Часть рекламной компании Барака Обамы 2008 года была постороена на индукции печали. Люди, чувствуя печаль, испытывали тягу к единению.

    На наших тренингах и вебинарах вы научитесь отличать удивление от страха, искреннюю улыбку от улыбки презрения, узнаете множество секретов использования эмоций.

    Расписание семинаров

    Онлайн тренинг микровыражений

     

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *